Делопроизводство затрагивает процессы формирования документов и последующей работы с ними в рамках регламентов организации. Можно выделить три ключевых назначения делопроизводства:
- Составление, оформление и согласование документов;
- Движение и контроль исполнения документов;
- Систематизация хранения документов и связанной с ними информации.
Перечисленные выше цели делопроизводства тесно связаны с формированием различных табличных форм (реестров и журналов), среди которых можно выделить следующие:
- Реестр внутренних документов;
- Реестр входящей и исходящей корреспонденции;
- Прочие реестры документов в зависимости от вида отчетности.
Ниже в статье опишем подробнее указанные виды реестров.
РЕЕСТР ВНУТРЕННИХ ДОКУМЕНТОВ
Внутренние документы необходимы для регулирования административных (управленческих) вопросов повседневной деятельности любой организации. Данные документы обеспечивают контроль и исполнение управленческих решений. Понятие «внутренние документы» может включать в себя служебные бумаги для внутреннего использования в рамках организации. Данный тип документов не регламентируется законодательством, так как они не выходят за пределы подготовившей их организации.
Внутренние документы играют важную роль в документационном обеспечении управленческих процессов. Они выступают регуляторами внутренней жизни любого учреждения наравне с законодательными и правовыми актами. Необходимость разработки некоторых внутренних актов устанавливается действующим законодательством.
Виды внутренних документов
В зависимости от назначения и содержания, внутренние документы можно условно распределить на следующие виды (категории):
- Организационно-правовые. Предназначены для формирования правовой базы компании. К ним могут относится Устав, штатное расписание, регламент, должностные инструкции и т.п.
- Распорядительные. Необходимы для оформления управленческих решений, например в виде приказов по основной деятельности и личному составу.
- Информационно-справочные. К таким документам можно отнести служебные записки, заявления, протоколы и заключения.
- Договоры и заявки. Необходимы для формирования отношений между контрагентами (физическими или юридическими лицами).
- Служебные-бумаги по основной деятельности. Необходимы для регулирования текущей деятельности организации. К данным документам относятся лицензии, разрешения, допуски, свидетельства и уведомления.
- Финансово-бухгалтерские. Необходимы для различных видов отчетности (налоговой, бухгалтерской, статистической, финансовой).
- По трудовым отношениям. Данные документы регламентируют права и обязанности работников и работодателя. Это могут быть трудовые договоры, трудовые книжки, личные карточки и т.п.
- Личные. Формируются в индивидуальном порядке со стороны сотрудников. К таким документам можно отнести доверенности, расписки, резюме.
Регистрация внутренних документов
Так как внутренние документы регламентируют деятельность организации, то необходимо вести учет и регистрацию подобных документов. На практике регистрация внутренних документов ведется децентрализовано в соответствии с отделами, где эти документы оформляются. Это может быть бухгалтерская документация, бумаги кадрового отдела или канцелярии.
Ключевым преимуществомбудет применение специальных программных решений для организации единого электронного архива документов с быстрым поиском необходимой сведений и файлов, относящихся к внутренней документации.
Наиболее эффективным способом учета документов является применение табличных форм в виде реестров (журналов), для фиксации сведений по каждому виду внутренних документов. С целью упрощения поиска рекомендуется вести отдельные реестры для каждого вида внутренних документов, например, журнал регистрации: дополнительных соглашений, приказов по основной деятельности, служебных записок и т.д.
Минимальных набор атрибутов (столбцов реестра документов) может включать следующие сведения:
- Порядковый номер;
- Номер документа;
- Дата регистрации;
- Предмет (содержание) документа;
- Инициатор;
- Исполнитель;
- Текущий статус документа;
- Ссылка на файлы по документу (например сканы, word, excel и т.п).
В зависимости от вида деятельности организации реестр документов может быть дополнен сведениями, отражающими определенную специфику. Например, для управляющей организации может существовать вид документа «заявка» с полями (атрибутами) «ФИО заказчика» и «адрес», для фиксации информации от кого получена заявка и по какому адресу ее исполнить.
РЕЕСТР ВХОДЯЩЕЙ И ИСХОДЯЩЕЙ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ
Все организации постоянно обмениваются деловыми письмами (корреспонденцией) со своими контрагентами (партнерами) и различными государственными инстанциями и ведомствами. Количество входящих и исходящих писем может исчисляться сотнями и тысячами. Для учета и регистрации корреспонденции применяются журналы (реестры) входящей и исходящей документации. Это позволяет систематизировать учет и организовать быстрый поиск необходимых сведений по деловым письмам.
Ключевые преимущества ведения единых реестров корреспонденции:
- учет, порядок и сохранность деловой переписки;
- быстрый поиск;
- распределение полученных писем и распоряжений между исполнителями;
- контроль статусов исполнения, если корреспонденция относится к исполнительным документам;
Строгой табличной формы для подобного реестра не существует. Каждая организация самостоятельно принимает решение, в каком виде фиксировать сведения.
Существует три варианта ведения единого реестра входящей и исходящей корреспонденции:
- Бумажный вид;
- Файлы Word или Excel;
- Специальные программные решения;
Преимущества применения программного обеспечения следующие:
- удобство систематизации в виде электронных карточек документов
- быстрый поиск по любым параметрам (дате, ключевым словам, отправителю, адресату и т. д.).
- построение сложных отчетов по различным фильтрам и сортировкам
- многопользовательский сетевой доступ к единой электронному архиву корреспонденции.
На практике для регистрации отправленных и поступивших деловых писем ведут два реестра:
- реестр исходящей корреспонденции;
- реестр входящей корреспонденции.
К ключевым параметрам (столбцам) обоих реестров можно отнести:
- порядковый номер;
- регистрационный номер и дата;
- адресат или получатель (контрагенты и ФИО сотрудников);
- исполнитель;
- наличие примечаний и прочих признаков и пометок;
- ссылка на файлы (например сканы, word, excel и т.п).
- дату поступления или отправки;
- исполнитель (ФИО и должность сотрудника);
- содержание (предмет) письма;
- срок (дата) исполнения документа;
- способ доставки корреспонденции;
- резолюция директора;
- прочие сведения, отражающие специфику переписки с контрагентом или государственным органом (инстанцией).
ПРОЧИЕ РЕЕСТРЫ ДОКУМЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДА ОТЧЕТНОСТИ
Помимо реестров внутренних и внешних документов (корреспонденции), каждая организация в рамках своей сферы деятельности сталкивается с составлением различной отчетности в виде разнообразных табличных форм. Формирование большого количества отчетов находится в компетенции бухгалтеров. Но на практике, в зависимости от целей и содержания, отчеты также могут формировать финансисты, экономисты, менеджеры, специалисты по закупкам, кадровики, специалисты по охране труда, делопроизводители и т.д.
Отчетность можно объединить в группы:
- По видам (бухгалтерская (финансовая), налоговая, кадровая, управленческая, статистическая, оперативная отчетность);
- По назначению (для внутреннего или внешнего использования);
- По срокам представления (например, сроки внутренних отчетов устанавливаются руководителями, а сроки внешних отчетов строго регламентируются законами);
- По степени обобщения данных (два вида: «первичная отчетность» – в рамках одной организации, а «консолидированная отчетность» в рамках группы компаний, например холдинг);
- По способу представления (бумажный вид или электронный формат).
|